Исполнительный комитет Гагаузии утвердил проект закона о продлении освобождения патентообладателей, проживающих на территории автономии, от уплаты взносов обязательного социального страхования сроком на один год — до 1 января 2025 года включительно. О принятом решении сообщила глава Гагаузии Евгения Гуцул в социальных сетях.
«Мы утвердили проект Закона о продлении освобождения патентообладателей от уплаты взносов обязательного страхования на год — вплоть до 1 января 2025 года. Это означает, что более 1700 малых предпринимателей, работающих на основании патента, сохранят свои рабочие места и смогут и далее обеспечивать свои семьи», — написала Гуцул.
Проект закона будет в кратчайшие сроки направлен на рассмотрение в Народное собрание Гагаузии.
Moldova Liberă обратилась к заместителю председателя Народного собрания Гагаузии, депутату Александру Тарнавскому с просьбой прокомментировать инициативу исполкома.
«В Гагаузии Закон о предпринимательском патенте отличается от национального несколькими важными аспектами.
Во-первых, в Молдове с 1 июля 2023 года запрещена розничная торговля на основании предпринимательского патента, и люди перешли на независимую деятельность с использованием кассового аппарата и уплатой 1% от суммы оборота. В Гагаузии же данные изменения не были введены и предприниматели могут продолжать осуществлять свою деятельность (в том числе розничную торговлю) на основании предпринимательского патента;
Во-вторых, с 1 января 2024 года, согласно местному закону, патентообладатели Гагаузии должны были в обязательном порядке выплачивать не только взносы обязательного медицинского страхования, но и обязательные взносы государственного социального страхования (простыми словами — в соцфонд), они составляют чуть более 17 тысяч леев в год.
Башкан Гагаузии и исполнительный комитет вышли с инициативой, чтобы взносы обязательного социального страхования (в соцфонд) выплачивались патентообладателями Гагаузии на добровольной основе, то есть по собственному желанию, а не в обязательном порядке.
С одной стороны, это ощутимая мера поддержки гагаузских патентообладателей, потому что 17 000 леев — для наших людей серьезная сумма, и многие будут вынуждены закрыть свой бизнес, если не осилят этот взнос.
С другой стороны, первая проблема заключается в том, что гагаузский закон не гармонизирован с национальным, и есть постоянная угроза его отмены со стороны судебных инстанций; вторая проблема — когда патентообладатели не выплачивают взносы социального страхования, они не формируют свой страховой стаж и, соответственно, не формируют стаж для получения пенсии по возрасту. А это значит, что по достижению пенсионного возраста эти люди смогут рассчитывать только на минимальный размер социального пособия — на сегодня эта сумма не превышает 1300 леев, если не ошибаюсь. Это мизер.
Есть еще один аспект: у нас социальная система пенсионного обеспечения солидарная, то есть, патентообладатели, выплачивая взносы социального страхования, не формируют базу для выплаты пенсий нынешним пенсионерам, поэтому, в том числе, пенсии в нашей стране такие невысокие.
Так что, очевидно, что эта инициатива исполкома абсолютно неоднозначна: с одной стороны, она поддерживает гагаузских патентообладателей, с другой — нельзя недооценивать те минусы, о которых я говорил выше.
У меня была другая идея: в середине 2023 года я вышел с законодательной инициативой, чтобы взносы социального страхования были обязательными, как и на остальной территории Республики Молдова, но чтобы в первые три года мы постепенно адаптировали наших патентообладателей к этим изменениям, выплачивая им определенную компенсацию из бюджета Гагаузии, чтобы немного облегчить выплату этих взносов. Но исполнительный комитет Гагаузии тогда не поддержал эту мою инициативу и решил пойти простым путем, разрешив делать взносы в соцфонд на добровольной основе», — сказал Александр Тарнавский для Moldova Liberă.